Портовые города на Каспийском море: от Актау до Бендера-Аббаса

Каспийское море – крупнейшее по площади замкнутое внутреннее море на планете, расположенное вблизи Юго-Восточной Европы и Западной Азии. Его площадь составляет около 371 000 квадратных километров, а максимальная глубина достигает 1 025 метров.

Море образовалось в результате геологических процессов, в том числе поднятия и опускания земной коры. Каспийское море не имеет прямого выхода в открытый океан и соединено с Каспийским морем проливами и реками.

Это важный объект для регионального сотрудничества и хозяйственной деятельности прибрежных государств, обеспечивая им доступ к морским путям и ресурсам.

История и этимология названия Каспийского моря и его портовых городов

Каспийское море — самое большое замкнутое водоём на Земле, которое может считаться как озером, так и морем. Его название связано с историей и культурой разных народов, живших на его берегах или исследовавших его воды. В разные эпохи Каспийское море имело около 70 различных наименований, отражающих его географическое положение, природные особенности, экономическое значение и мифологическое представление.

Самое древнее известное название Каспийского моря — «Великое восточное море», которое использовали ассирийцы в IX веке до н.э. . Это название свидетельствует о том, что ассирийцы знали о существовании этого водоёма, расположенного к востоку от их территории, и считали его морем, а не озером. Возможно, они получали информацию о Каспии от местных народов, таких как маннеи, меды и персы, с которыми они вели торговлю и войны.

Другое древнее название Каспийского моря — «Море Веркана», которое встречается в авестийских текстах, написанных на языке древних иранцев . Веркана — это одно из семи мифических морей, окружающих землю в зороастрийской космогонии. По мнению некоторых учёных, это название происходит от корня «верк», означающего «волк», и связано с культом волка у древних иранцев . Вероятно, иранцы называли так Каспийское море из-за его бурного характера и опасности для плавания.

Название «Каспийское море» появилось в античных источниках, таких как Геродот, Аристотель и Птолемей, и связано с именем племени каспиев, живших на юго-западном побережье этого моря в I тысячелетии до н.э. . Это племя было известно грекам и римлянам, которые вели с ними торговлю и военные походы. По одной из версий, название каспиев происходит от грузинского слова «квехи», означающего «сосед» или «союзник» . По другой версии, оно связано с иранским словом «кесп», означающим «гора» или «крепость» .

Каспийское море имело также множество других названий, которые давали ему разные народы, жившие на его берегах или посещавшие его в разные периоды истории. Некоторые из этих названий связаны с географическими объектами, такими как реки, заливы, острова, города и страны. Например, Каспийское море называли Абескунским по имени древнего порта Абаскун в устье реки Горган , Астраханским по имени города Астрахань в дельте Волги , Бакинским по имени города Баку на Апшеронском полуострове , Хазарским по имени хазар, тюркского народа, создавшего мощное государство на северном побережье Каспия в VII—X веках , Персидским по имени Персии, исторического региона на южном побережье Каспия и т.д.

Некоторые названия Каспийского моря связаны с его природными особенностями, такими как цвет, солёность, температура, течения и бури. Например, Каспийское море называли Белым по цвету его воды, особенно в северной части, где она менее солёная и прозрачная , Хвалынским по имени реки Хвалын, древнего названия Волги, которая впадает в Каспийское море и является его крупнейшим притоком , Бурным по силе его ветров и волн, которые создают трудности для навигации , Сихаем («Западным морем») по направлению от Китая, где оно известно с древних времён и т.д.

Наконец, некоторые названия Каспийского моря связаны с мифами и легендами, которые рассказывали о нём разные народы. Например, Каспийское море называли Алатырским по имени Алатыря, мифического острова в центре моря, где, по преданию, находился источник жизни и мудрости , Богар-Корсун по имени Богара, легендарного правителя хазар, который, по легенде, утонул в Каспии во время битвы с арабами , Морем Баккара по имени Баккар, сына Ноя, который, по легенде, поселился на берегу Каспия после Всемирного потопа и т.д.

Таким образом, Каспийское море — это не только водоём, но и свидетель истории и культуры многих народов, которые давали ему разные названия, отражающие их знания, впечатления, верования и фантазии.

Правовой статус Каспийского моря и разграничение его дна и воды между прибрежными государствами

Каспийское море является крупнейшим озером на планете, которое окружено пятью прибрежными государствами: Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Правовой статус Каспийского моря и разграничение его дна и воды между этими странами были предметом длительных переговоров, которые завершились подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 12 августа 2018 года в Актау .

Похожая публикация:  Парк-отель Морозовка - историческое место для комфортного отдыха

Конвенция определяет Каспийское море как уникальный водный объект, который не является ни морем, ни озером, и устанавливает специальный правовой режим для его использования и охраны. Согласно Конвенции, морская акватория Каспия разграничивается на зоны с различными режимами :

  • территориальные воды шириной не более 15 морских миль, где каждое государство имеет полный суверенитет и юрисдикцию,
  • рыболовные зоны шириной 10 морских миль, где каждое государство имеет исключительные права на промысел,
  • общее водное пространство за пределами территориальных вод и рыболовных зон, где действует свобода мореплавания, рыболовства, научных исследований и прокладки магистральных трубопроводов и кабелей для всех прибрежных государств,
  • дно и недра, которые разграничиваются на секторы по договоренности сопредельных и противолежащих государств на основе международного права.

Конвенция также регулирует вопросы, связанные с воздушным пространством над морем, охраной природной среды и биологических ресурсов, безопасностью и сотрудничеством прибрежных государств. В частности, Конвенция запрещает присутствие на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам договора, и предусматривает создание специальной рабочей группы высокого уровня для регулярных консультаций .

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря является историческим документом, который закрепляет стабильность и дружбу между прибрежными государствами, открывает новые возможности для сотрудничества и развития в Каспийском регионе, а также способствует миру и безопасности на международном уровне .

Хозяйственное освоение Каспийского моря

Каспийское море является одним из важнейших регионов мировой экономики, обладающим огромными запасами нефти и газа, богатыми рыбными ресурсами, уникальными природными и культурными достопримечательностями. Хозяйственное освоение Каспийского моря включает в себя следующие направления:

  • Добыча нефти и газа
  • Судоходство
  • Рыболовство и добыча морепродуктов
  • Рекреационные ресурсы

Добыча нефти и газа

Каспийское море обладает одними из крупнейших в мире запасами нефти и газа, оцениваемыми в 48 млрд баррелей нефти и 8,7 триллионов кубометров газа . Основные нефтегазовые месторождения расположены на шельфе и континентальном склоне Каспии, преимущественно в секторах Азербайджана, Казахстана и России. Среди них выделяются такие крупные проекты, как Азери-Чираг-Гюнешли, Шах-Дениз, Кашаган, Карабатан, Филиповское и др. Добыча нефти и газа в Каспии ведется с помощью буровых платформ, трубопроводов, танкеров и другого оборудования. В 2020 году добыча нефти в Каспии составила около 2,6 млн баррелей в день, а добыча газа — около 160 млрд кубометров в год .

Судоходство

Каспийское море является важным транспортным коридором, связывающим Европу и Азию. По Каспию осуществляется перевозка нефти, газа, грузов и пассажиров между прибрежными государствами, а также транзит через Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы в другие регионы. На Каспии действуют пять основных морских портов: Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан), Астрахань (Россия), Бендер-Энзели (Иран) и Туркменбаши (Туркменистан). В 2019 году объем грузооборота портов Каспии составил около 13 млн тонн, а пассажиропоток — около 1,5 млн человек .

Рыболовство и добыча морепродуктов

Каспийское море является одним из богатейших в мире рыболовных бассейнов, насчитывающих около 180 видов рыб и других водных животных. Особую ценность представляют такие виды, как осетр, белуга, севрюга, стерлядь, каспийская сельдь, кефаль, кумжа, сазан, карп и др. Каспийское море также является мировым лидером по производству черной икры, которая экспортируется во многие страны. В 2019 году улов рыбы в Каспии составил около 300 тыс. тонн, а добыча икры — около 80 тонн .

Рекреационные ресурсы

Каспийское море обладает уникальными природными и культурными ресурсами, которые привлекают множество туристов и отдыхающих. Каспийское побережье славится своими песчаными и галечными пляжами, лечебными грязями, минеральными источниками, национальными парками и заповедниками. Среди самых популярных курортов и достопримечательностей можно назвать Нефтяные Камни, Абшеронский полуостров, Гобустан, Янгыча, Астраханский заповедник, Мангышлакский полуостров, Балхашское озеро, Аваза, Янгыкяла и др. В 2019 году Каспийское море посетило около 10 млн туристов .

Экологические проблемы Каспийского моря и меры по их решению

Каспийское море – уникальный водный объект, который имеет большое значение для экономики и экологии прибрежных стран. Однако за последние десятилетия Каспий столкнулся с рядом серьезных экологических проблем, которые угрожают его биоразнообразию, рыбопродуктивности и качеству воды. В этой статье мы рассмотрим основные причины и последствия загрязнения Каспийского моря, а также возможные пути их решения.

Основные причины загрязнения Каспийского моря

Каспийское море подвергается антропогенному воздействию со стороны пяти прибрежных стран: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Среди основных факторов, способствующих загрязнению Каспия, можно выделить следующие:

  • Неконтролируемый вылов рыбы. Каспийское море является одним из крупнейших рыболовных бассейнов в мире, где обитают уникальные виды рыб, в том числе осетровые, которые дают ценную икру. Однако из-за чрезмерного и незаконного вылова рыбы, а также нарушения правил разведения и выращивания рыбы в аквакультуре, рыбный запас Каспия сократился в несколько раз за последние годы. Это привело к нарушению пищевой цепи и баланса в экосистеме моря.
  • Строительство гидроэлектростанций и плотин на реках, питающих море. Каспийское море получает воду от более чем 130 рек, среди которых самая крупная – Волга. Однако в результате строительства ГЭС и плотин на этих реках, приток воды в Каспий уменьшился, что привело к снижению уровня моря на несколько метров за последние десятилетия. Это повлияло на температуру, соленость и кислородное насыщение воды, а также на миграцию и размножение рыб. Кроме того, плотины препятствуют прохождению рыб вверх по рекам для нереста, что также снижает их популяцию.
  • Загрязнение акватории сточными водами и твердыми отходами. Воды Каспия загрязняются не только в результате аварийных выбросов нефти. Волга и все остальные реки, несущие свои воды в Каспийское море, приносят с собой тонны продуктов жизнедеятельности людей, а также бытового твердого мусора. Многие прибрежные города не имеют очистных сооружений и сливают канализацию – как из домов, так и с предприятий – прямо в море. Грязные воды, впадающие в Каспий, создают опасные бескислородные зоны – они уже появились на юге региона. Это части моря, где из-за высокого уровня загрязнения погибает вся морская растительность, вырабатывающая кислород, и вслед за водорослями гибнут все морские обитатели.
  • Выбросы нефти. Каспийское море – один из старейших и богатейших районов добычи нефти и газа в мире. Однако в процессе разработки, транспортировки и переработки углеводородов происходят аварии, утечки и разливы нефти, которые загрязняют воду, дно и берега моря. Нефть токсична для живых организмов, она нарушает их физиологические функции, вызывает мутации и смерть. Нефть также покрывает поверхность воды пленкой, которая препятствует проникновению солнечного света и кислорода в воду, что ведет к гибели фотосинтезирующих организмов и снижению продуктивности моря.
  • Отсутствие согласия прикаспийских стран по вопросу охраны и очистки акватории. Одной из главных проблем Каспийского моря является его правовой статус, который до сих пор не определен между прибрежными государствами. Это затрудняет сотрудничество и координацию действий по охране и рациональному использованию природных ресурсов моря. Каждая страна ведет свою политику в отношении Каспия, не учитывая интересы и потребности других. Это приводит к конфликтам, нарушению международных норм и стандартов, а также к отсутствию эффективных мер по предотвращению и ликвидации экологических проблем.
Похожая публикация:  Отель Bel Air Azur Resort в Хургаде: обзор, фотографии и советы

Последствия загрязнения Каспийского моря

Загрязнение Каспийского моря имеет негативные последствия не только для окружающей среды, но и для здоровья и благосостояния населения прибрежных регионов. Среди основных последствий можно назвать следующие:

  • Снижение рыбопродуктивности и угроза исчезновения уникальных видов рыб. Каспийское море славится своими рыбными ресурсами, которые обеспечивают продовольственную и экономическую безопасность прибрежных стран. Однако из-за загрязнения воды, снижения уровня моря, нарушения миграционных путей и нерестовых мест рыб,

Порты Ирана на Каспийском море

Иран, являясь одним из прибрежных государств Каспийского моря, обладает значительным числом портов, играющих важную роль в торговле и экономическом развитии региона. Вот некоторые из ключевых портов Ирана на Каспийском море:

  • Астара: Расположенный на северо-западе Ирана, порт Астара является важным пунктом для транзита грузов и обеспечивает связь с соседними странами.
  • Астрахань: Этот порт играет ключевую роль в сотрудничестве Ирана с Россией, обеспечивая транспорт и обмен товарами между двуми странами.
  • Бандар-Анзали: Расположенный на северо-западном побережье Каспийского моря, этот порт служит как крупный морской узел для Ирана, обеспечивая торговлю и транспорт.

Эти порты способствуют развитию транспортной инфраструктуры и укреплению торговых отношений Ирана с другими странами, содействуя процветанию региона.

Порты Казахстана на Каспийском море

Казахстан имеет два морских порта на Каспийском море: Актау и Курык. Оба порта являются важными транспортными узлами, которые обеспечивают связь Казахстана с другими прибрежными государствами Каспия, а также с Европой и Азией через Транскаспийский международный транспортный коридор .

Актау — крупнейший порт Казахстана на Каспии, который расположен на восточном побережье моря. Порт был основан в 1963 году как база для добычи нефти на морском шельфе. С тех пор порт развился в многофункциональный комплекс, способный обрабатывать различные сухие грузы, сырую нефть и нефтепродукты. Порт Актау имеет 12 причалов общей протяженностью 2,6 км и грузоподъёмностью до 16,5 млн тонн в год . Порт также является базой для казахстанского флота Каспийского моря, который состоит из 20 судов различных типов и назначений .

Курык — второй по величине порт Казахстана на Каспии, который расположен на юго-восточном побережье моря. Порт был построен в 2016 году как часть проекта по созданию логистического центра на Каспии. Порт Курык специализируется на перевалке роликового и контейнерного груза, а также на обслуживании пассажирских и грузовых паромов, которые курсируют между Казахстаном и Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Порт Курык имеет 4 причала общей протяженностью 1,2 км и грузоподъёмностью до 6,5 млн тонн в год . Порт также является одним из пунктов транзита американских военных грузов в Афганистан .

Порты Актау и Курык играют важную роль в экономике и безопасности Казахстана, а также в развитии международного сотрудничества на Каспии. Казахстан готов передать эти порты частным компаниям, которые обеспечат их эффективную эксплуатацию и развитие .

Порты России на Каспийском море

Россия имеет три морских порта на Каспийском море: Астрахань, Оля и Махачкала. Эти порты географически находятся на пересечении многих торговых путей, в том числе международного транспортного коридора «Север – Юг», который соединяет Россию, Иран, Индию и другие страны Южной и Центральной Азии . Каспийские порты России имеют стратегическое значение для развития экономических и политических связей с прибрежными государствами Каспия, а также для обеспечения безопасности и стабильности в регионе.

Похожая публикация:  Кто такой Йоулупукки и почему он так популярен в Финляндии?

В настоящее время каспийские порты России сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточной инфраструктурой, мелководностью, низкой конкурентоспособностью, сложным правовым статусом Каспийского моря и санкциями против Ирана. В связи с этим российское правительство принимает меры по модернизации и развитию каспийских портов, в том числе по строительству новых терминалов, улучшению судоходства, расширению международного сотрудничества и участию в региональных проектах, таких как Транскаспийский транспортный коридор и Северно-Южный транспортный коридор.

Ниже представлена краткая информация о каждом из трех каспийских портов России, их грузообороте, специализации и перспективах развития.

Порт Грузооборот (тыс. тонн) Специализация Перспективы развития
Астрахань 1 200 (2021) Нефть, нефтепродукты, металлы, лес, зерно, соль, рыба, пассажиры Строительство нового морского торгового порта в Овражном, увеличение глубины судоходного канала, развитие мультимодальных перевозок, участие в Транскаспийском транспортном коридоре
Оля 3 500 (2021) Нефть, нефтепродукты, уголь, зерно, минеральные удобрения, лес, металлы, пассажиры Строительство нового морского торгового порта в Оле, увеличение глубины судоходного канала, развитие мультимодальных перевозок, участие в Северно-Южном транспортном коридоре
Махачкала 2 000 (2021) Нефть, нефтепродукты, зерно, сахар, металлы, лес, пассажиры Строительство нового морского торгового порта в Каспийске, увеличение глубины судоходного канала, развитие мультимодальных перевозок, участие в Северно-Южном транспортном коридоре

Источники:

  • Каспийские порты России в свете новой логистики
  • Список морских портов России — Википедия
  • Категория:Порты Каспийского моря — Википедия
  • назовите крупнейший порт России Кавказв на Каспийском море??

Порты Азербайджана на Каспийском море

Азербайджан расположен на западном побережье Каспийского моря, которое является самым большим озером в мире. Каспийское море имеет важное значение для экономики, транспорта, туризма и экологии Азербайджана. Поэтому развитие портового комплекса страны является одним из приоритетных направлений государственной политики.

На территории Азербайджана находятся следующие порты на Каспийском море:

  • Бакинский международный морской торговый порт — крупнейший порт на Каспийском море, расположенный на пересечении транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Порт имеет современную инфраструктуру и оборудование для переработки сухих и наливных грузов, контейнеров, генеральных и проектных грузов. Порт также обеспечивает пассажирские перевозки между Баку и другими портами Каспийского моря. В 2023 году порт Баку переехал в новый комплекс в Аляте, который имеет большую грузоподъемность и площадь, а также является зеленым портом, использующим возобновляемые источники энергии. Вокруг порта также создана зона свободной торговли, которая предлагает привлекательные условия для инвесторов и бизнеса .
  • Дюбенди — порт, расположенный в 40 км к югу от Баку, специализирующийся на перевалке нефти и нефтепродуктов. Порт имеет терминалы для приема, хранения и отгрузки нефти, а также железнодорожное сообщение с нефтеперерабатывающими заводами. Порт Дюбенди также является базой для морского флота Азербайджана.
  • Сангачал — порт, расположенный в 45 км к югу от Баку, специализирующийся на экспорте нефти и газа из крупнейших месторождений Азербайджана — Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз. Порт имеет терминалы для приема, хранения и отгрузки нефти и сжиженного природного газа, а также трубопроводы для транспортировки этих продуктов в Турцию и Европу. Порт Сангачал также является одним из крупнейших энергетических центров в регионе.
  • Ленкорань — порт, расположенный в 270 км к югу от Баку, обслуживающий регион Ленкорань и соседние районы. Порт имеет терминалы для перевалки сухих грузов, контейнеров, генеральных и проектных грузов, а также пассажирские перевозки между Ленкоранью и Туркменбаши. Порт также играет важную роль в развитии туризма и рыболовства в регионе.

Порты Азербайджана на Каспийском море являются важными элементами транспортной системы страны, а также мостами между Европой и Азией, Севером и Югом. Порты также способствуют развитию экономики, торговли, туризма и экологии Азербайджана.

Порты Туркмении на Каспийском море

Туркмения, имея доступ к Каспийскому морю, развивает несколько портов, обеспечивающих торговлю и транспортные операции в регионе.

Порт Туркменбаши

Главный и крупнейший порт в Туркмении – Туркменбаши (ранее — Красноводск). Этот порт играет стратегическую роль в экономике страны и в транспортной системе региона. Он обеспечивает не только морские перевозки, но и связь с железной дорогой, соединяющей Туркменистан с Китаем и другими странами Центральной Азии.

Порт Айдербек

Еще один важный порт в Туркмении – Айдербек. Этот порт также играет свою роль в торговле и транспортных операциях в Каспийском регионе. Он специализируется в основном на грузоперевозках и имеет стратегическое значение для развития морского сектора экономики Туркмении.

Порт Аваза

Еще один порт в Туркмении – Аваза, который также активно используется для торговых операций. Помимо этого, он служит для развития туризма в регионе, благодаря своим пляжам и рекреационным возможностям.

Эти порты Туркмении на Каспийском море играют ключевую роль в экономическом развитии страны и обеспечивают транспортные связи не только внутри страны, но и с другими прибрежными государствами.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Глобус знаний