Что такое петровское барокко и как оно отличается от других видов барокко?

Петровское барокко — это историко-региональный стиль русского искусства, главным образом архитектуры, который сложился в первой четверти XVIII века при жизни Петра I. Этот стиль связан с основанием Санкт-Петербурга в 1703 году, который стал новой столицей России и центром культурных и политических перемен. Петровское барокко отличается от классического барокко Западной Европы своей многосоставностью, синтезом различных стилевых элементов и влиянием личности Петра Великого, который стремился модернизировать и европеизировать Россию .

Название этого стиля условно, поскольку он не является чистым барокко в значении, которое обычно подразумевается для обозначения исторического стиля западноевропейского искусства XVII столетия. Термин «барокко» в данном случае ближе к первоначальному смыслу: «неправильный, неклассичный, причудливый», а имя Петра указывает на его главного создателя. Таким образом, название, которое чаще по причине его условности берут в кавычки, указывает на две самые важные особенности стиля: его многосоставную (но не эклектичную) природу и то, что он создавался при участии многих мастеров, но волей одного человека .

Петровское барокко можно рассматривать как одну из стадий развития русского барокко, которое началось в конце XVII века в Москве с так называемого нарышкинского стиля. Петровское барокко предшествовало барочно-рокайльному стилю времени правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761), который считается зрелым и высшим проявлением барокко в России. Петровское барокко характеризуется стремлением к геометрической четкости, симметрии, рациональности, а также использованием колонн, пилястр, фронтонов, ваз, скульптур и других декоративных элементов, заимствованных из античности и ренессанса. Однако в петровском барокко также присутствуют элементы маньеризма, классицизма и национальной традиции, которые придают ему своеобразие и оригинальность .

Петровское барокко было распространено не только в Санкт-Петербурге и его окрестностях, но и в других городах и регионах России, где Петр I проводил свои реформы и строительство. К петровскому барокко относятся такие знаменитые памятники архитектуры, как Кунсткамера, Петропавловская крепость, Троицкая церковь в Петергофе, Смольный монастырь, Меншиковский дворец, Царскосельский дворец, Петергофский дворец, Кадриоргский дворец в Таллине, Суздальский кремль, Спасо-Преображенский собор в Ярославле и другие .

Главными архитекторами и мастерами петровского барокко были как русские, так и иностранцы, которых Петр I приглашал для работы в России. Среди них можно назвать Доменико Трезини, Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Никола Мишо, Иван Зарудный, Иван Коробов, Михаил Земцов, Петр Еропкин, Георг Иоганн Маттарни, Бартоломео Растрелли и другие .

Петровское барокко оказало влияние на развитие русского искусства в XVIII веке, способствуя его европеизации, модернизации и диверсификации. Петровское барокко также отражало дух эпохи Петра Великого, его реформаторские идеи, стремление к прогрессу и величию России. Петровское барокко получило разную оценку в истории и теории искусства, но в настоящее время оно признается как важная и ценная часть русского культурного наследия .

Исторические условия и факторы формирования стиля

Петровское барокко — это стиль русского искусства, главным образом архитектуры, который сложился в первой четверти XVIII века при жизни Петра I. Этот стиль был связан с основанием новой столицы России — Санкт-Петербурга, которая должна была стать символом модернизации и европеизации страны.

Петровское барокко не является стилем барокко в обычном смысле этого слова, поскольку он впитал в себя множество разнородных элементов, в том числе ренессансные, маньеристические, классицистические и даже древнерусские. Термин «барокко» в данном случае ближе к первоначальному значению: «неправильный, неклассичный, причудливый», а имя Петра указывает на его главного создателя и покровителя.

Среди основных факторов, которые повлияли на формирование петровского барокко, можно выделить следующие:

  • Личность Петра I, его реформаторский дух, интерес к европейской культуре, стремление к инновациям и экспериментам во всех областях жизни. Петр I был вдохновлен архитектурой барокко во время своих путешествий по Европе, поэтому в Санкт-Петербург были приглашены в основном европейские мастера — Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблонд. Дворцы, особняки, загородные дома, соборы и церкви были построены в стиле барокко.
  • Особенности географического положения и климата Санкт-Петербурга, расположенного в дельте реки Невы на болотистой и низкой местности. Это потребовало освоения новых технологий и материалов для строительства, а также создания сложной системы каналов, мостов и набережных. В результате Санкт-Петербург получил уникальный облик «города на воде», в котором вода играла важную роль как элемент градостроительного ансамбля.
  • Новая социальная структура и функциональное зонирование города, связанные с реформами Петра I. В Санкт-Петербурге возникли новые типы зданий — судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий. Для различных слоев населения были разработаны типовые проекты жилых домов, отличающихся по размеру, материалу и украшению. Основная парадная застройка возникает на набережной р. Невы и основных городских магистралях, создавая основу для будущих градостроительных ансамблей.
  • Влияние различных художественных традиций и стилей, которые синтезировались в петровском барокко. Кроме западноевропейского барокко, на петровское барокко оказали воздействие древнерусское искусство, в том числе деревянное зодчество, московское барокко конца XVII века, скандинавская и голландская архитектура, а также византийское и восточное искусство. Все эти влияния привели к созданию многообразного и оригинального стиля, отражающего дух эпохи.
Похожая публикация:  32 интересных факта о Джордже Вашингтоне, которые вы могли не знать

Таким образом, петровское барокко — это стиль, который возник в результате ускоренного развития и наслоения различных художественных явлений, связанных с историческими, географическими, социальными и культурными условиями петровской эпохи. Этот стиль отражает рационалистичность и простоту в сочетании с барочной пластичностью и декоративностью, а также стремление к гармонии и симметрии в градостроительстве и архитектуре.

Особенности петровского барокко как синтеза различных стилевых элементов

Петровское барокко — это историко-региональный стиль русского искусства, главным образом архитектуры, первой четверти XVIII века, сложившийся при жизни Петра Великого в связи с основанием Санкт-Петербурга. Название этого стиля условно, поскольку он впитал в себя множество разнородных элементов и не является стилем барокко в значении, которое обычно подразумевается для обозначения исторического стиля западноевропейского искусства XVII столетия. Термин «барокко» в данном случае ближе к первоначальному смыслу: «неправильный, неклассичный, причудливый», а имя Петра указывает на его главного создателя.

Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Зданиям того времени были свойственны симметричность, чёткость линий, башни со шпилями, простота убранства и мелкая расстекловка окон. Однако в петровском барокко также присутствовали влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, рококо и ряда других стилей и движений. Каждый архитектор, работающий в России, представил традиции своей страны и архитектурной школы.

Таким образом, петровское барокко можно рассматривать как синтез различных стилевых элементов, которые сочетались в зависимости от функции, местоположения и заказчика здания. Среди основных характеристик петровского барокко можно выделить следующие:

  • **Динамизм и экспрессия**. Петровское барокко отражало энергию и реформаторский дух Петра Великого, который стремился модернизировать Россию и сделать её европейской державой. Здания петровского барокко имели сложные планы, изогнутые фасады, выступающие ризалиты, изящные колонны и пилястры, богато украшенные портики и аттики, а также декоративные элементы, такие как вазы, скульптуры, гербы и монограммы. Все эти детали придавали зданиям движение, контраст и выразительность.
  • **Контраст и антитеза**. Петровское барокко играло на противопоставлении разных стилей, форм, материалов и цветов. Например, в здании Кунсткамеры в Санкт-Петербурге сочетаются элементы голландского барокко (кирпичный фасад, башня со шпилем, мелкие окна) и итальянского классицизма (колоннада, треугольный фронтон, белые карнизы и портик). В здании Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге противопоставляются красный кирпич и белый камень, горизонтальные линии и вертикальные акценты, простота и изысканность.
  • **Индивидуализм и эклектизм**. Петровское барокко не было единым и строгим стилем, а представляло собой множество вариантов и интерпретаций, зависящих от личности архитектора, его национальности, опыта и вкуса. Каждый мастер вносил свой вклад в развитие стиля, применяя разные приёмы и решения. Например, Доменико Трезини, итальянец по происхождению, строил в духе раннего французского классицизма, используя геометрические формы, симметрию и ритм. Андреа Трезини, его сын, более склонен к барокко, применяя изогнутые линии, декоративные элементы и контрасты. Жан-Батист Александр Леблон, француз по происхождению, строил в духе рококо, используя лёгкие и изящные формы, асимметрию и растительный орнамент. Гаэтано Кьявери, итальянец по происхождению, строил в духе позднего барокко, используя сложные планы, изящные колонны и пилястры, богато украшенные портики и аттики.

Таким образом, петровское барокко было стилем, в котором слились разные стилевые элементы, создавая уникальный и разнообразный облик русского искусства XVIII века.

Характерные черты петровского барокко в архитектуре

Петровское барокко — это историко-региональный стиль русского искусства, главным образом архитектуры, который сложился в первой четверти XVIII века при жизни Петра I. Этот стиль был связан с основанием Санкт-Петербурга, новой столицы России, и отражал стремление Петра к модернизации и европеизации страны. Петровское барокко не является барокко в чистом виде, а представляет собой синтез различных стилевых элементов, взятых из итальянского, французского, голландского, шведского и других архитектурных традиций. Поэтому этот стиль часто берут в кавычки, подчеркивая его условность и многообразие.

Среди характерных черт петровского барокко в архитектуре можно выделить следующие:

  • Простота и четкость объемных построений, сдержанность и гармоничность пропорций, отказ от излишнего декоративного убранства.
  • Плоскостная трактовка фасадов, выполненных из кирпича с штукатурным напуском, с упрощенным использованием ордерной системы. Ордера часто заменялись пилястрами, то есть плоскими полуколоннами, прикрепленными к стене. Пилястры могли быть разных форм: прямоугольных, полукруглых, треугольных, ромбовидных и т.д. Отсюда пошло название «пилястровый» стиль, данное петровскому барокко историком архитектуры А. И. Некрасовым.
  • Двуцветная окраска фасадов, обычно красного или синего цвета с белым. Эти цвета были выбраны Петром I как символы России, а также для контраста с серым небом и белым снегом. Двуцветная окраска придавала зданиям яркость и выразительность.
  • Высокие кровли «с переломом» голландского типа, которые состояли из двух частей: нижней, более пологой, и верхней, более крутой. Такие кровли были удобны для северного климата, так как не задерживали снег и дождь. Кроме того, они создавали дополнительное пространство для чердаков и мансард.
  • Башни со шпилями, которые украшали углы зданий или выдвигались из их середины. Шпили могли быть разных форм: конических, пирамидальных, цилиндрических, овальных и т.д. Они придавали зданиям стройность и возвышенность, а также служили ориентирами в городском пространстве.
Похожая публикация:  Как Россия завоевала и потеряла Восточную Пруссию

Примерами зданий, построенных в стиле петровского барокко, являются Кунсткамера, Двенадцати коллегий, Петропавловская крепость, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Стрельнинский дворец и другие сооружения в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Главные архитекторы и мастера петровского барокко

Период петровского барокко в архитектуре был неразрывно связан с творчеством выдающихся архитекторов и мастеров. Они внесли значительный вклад в формирование и развитие этого стиля, оставив свой след в архитектурном наследии России. Ниже представлены некоторые из главных архитекторов и мастеров петровского барокко:

  • Француз Доминико Трезиньи (Dominique Trezzini) — один из основных инициаторов стиля петровского барокко в Санкт-Петербурге. Его работы включают в себя такие знаменитые сооружения, как Строгановский дворец и Кирха Святой Екатерины.
  • Итальянец Бартоломео Растрелли (Bartolomeo Rastrelli) — знаменитый архитектор, чей вклад в петровское барокко выражается в таких произведениях, как Зимний дворец и Смольный собор. Его работы часто ассоциируются с роскошью и изысканностью.
  • Михаил Жураковский (Mikhail Zemtsov Jurkovsky) — русский архитектор, работавший в петровском барокко. Он известен своим вкладом в создание Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, включая Троицкую соборную церковь.

Эти архитекторы и мастера не только создали знаковые архитектурные произведения своего времени, но и оказали существенное влияние на развитие стиля петровского барокко в России, делая его частью исторического искусства этой эпохи.

Примеры зданий и сооружений петровского барокко в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Петровское барокко, как уже было сказано, является архитектурным стилем, который возник в связи с основанием Санкт-Петербурга в 1703 году. Этот город стал центром нового искусства, которое отражало вкусы и амбиции Петра I и его преемников. В Санкт-Петербурге и его окрестностях были построены многие здания и сооружения, которые демонстрируют характерные черты петровского барокко. Вот некоторые из них:

  • Кунсткамера . Это первый музей в России, основанный Петром I в 1714 году для собрания различных редкостей и курьезов. Здание Кунсткамеры было построено в 1718—1734 годах по проекту швейцарского архитектора Доменико Трезини. Оно имеет пятиугольную форму с высокой центральной башней, увенчанной шпилем. Фасады здания украшены пилястрами, фронтонами, вазами и скульптурами. Кунсткамера является одним из символов Санкт-Петербурга и петровского барокко .
  • Двенадцать коллегий . Это комплекс зданий, построенных в 1722—1744 годах для размещения высших государственных учреждений, или коллегий. Проект зданий был также разработан Доменико Трезини, а затем доработан его учеником Михаилом Земцовым. Здания Двенадцати коллегий имеют прямоугольную форму с двумя внутренними дворами. Они расположены в два ряда по берегу реки Невы и соединены между собой арками. Фасады зданий выполнены в красном и белом цветах, характерных для петровского барокко. Они разделены на три яруса, украшены пилястрами, полукруглыми окнами и фронтонами. Двенадцать коллегий являются одним из крупнейших и впечатляющих ансамблей петровского барокко .
  • Петропавловская крепость . Это первое сооружение, заложенное в Санкт-Петербурге в 1703 году. Крепость была построена для защиты города от шведских войск во время Северной войны. Внутри крепости находятся различные здания, в том числе Петропавловский собор, Грановитая палата, Инженерный дом, Командантский дом и другие. Петропавловская крепость является свидетельством развития петровского барокко, так как ее здания были построены в разное время и имеют разные стилевые особенности. Петропавловский собор, построенный в 1712—1733 годах по проекту Трезини и Шлютера, имеет высокий шпиль с золотым ангелом на вершине. Фасад собора украшен полуколоннами, фронтонами и скульптурами. Грановитая палата, построенная в 1718—1723 годах по проекту Трезини, имеет простой и строгий фасад с аркадами и пилястрами. Инженерный дом, построенный в 1742—1747 годах по проекту Саввы Чевакинского, имеет более изящный и изысканный фасад с резными деталями и барельефами. Петропавловская крепость является не только крепостью, но и музеем, где можно узнать о истории Санкт-Петербурга и петровского барокко .

Это лишь некоторые примеры зданий и сооружений петровского барокко в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Есть еще много других интересных и красивых объектов, которые можно увидеть и изучить в этом городе. Петровское барокко отражает дух эпохи Петра I, его стремление к модернизации и европеизации России, его вкус и характер. Это стиль, который сочетает в себе разные влияния и традиции, но при этом имеет свою уникальность и самобытность.

Примеры зданий и сооружений петровского барокко в других городах и регионах России

Петровское барокко оставило свой след не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах и регионах России. Вот несколько выдающихся примеров архитектурных сооружений, отражающих этот стиль:

  • Анапа: Дворец Гирей

    Дворец Гирей в Анапе является ярким примером петровского барокко в южных регионах России. С его характерными фасадами и изысканными декоративными элементами, он привлекает внимание как памятник архитектуры этого периода.

  • Казань: Спасская церковь

    В Казани можно обнаружить примеры петровского барокко, в частности, в архитектуре Спасской церкви. Этот храм выделяется своей утонченной стилистикой, характерной для эпохи петровского барокко.

Анапа: Дворец Гирей

Дворец Гирей в Анапе является ярким примером петровского барокко в южных регионах России. С его характерными фасадами и изысканными декоративными элементами, он привлекает внимание как памятник архитектуры этого периода.

Казань: Спасская церковь

В Казани можно обнаружить примеры петровского барокко, в частности, в архитектуре Спасской церкви. Этот храм выделяется своей утонченной стилистикой, характерной для эпохи петровского барокко.

Анапа: Дворец Гирей

Дворец Гирей в Анапе является ярким примером петровского барокко в южных регионах России. С его характерными фасадами и изысканными декоративными элементами, он привлекает внимание как памятник архитектуры этого периода.

Похожая публикация:  Кто такие Вермахт, СС и Кригсмарине: вооруженные силы гитлеровской Германии

Казань: Спасская церковь

В Казани можно обнаружить примеры петровского барокко, в частности, в архитектуре Спасской церкви. Этот храм выделяется своей утонченной стилистикой, характерной для эпохи петровского барокко.

Эти и другие сооружения за пределами Санкт-Петербурга свидетельствуют о распространении и влиянии петровского барокко на архитектурные течения в различных частях России.

Влияние петровского барокко на развитие русского искусства в XVIII веке

Петровское барокко оказало значительное влияние на развитие русского искусства в XVIII веке, являясь одним из ключевых стилей этого периода. Этот архитектурный стиль не только формировал новую эстетику зданий, но и влиял на другие виды искусства, включая живопись и скульптуру.

Одной из характерных черт петровского барокко был синтез различных стилевых элементов, что создавало уникальные и величественные архитектурные композиции. Этот синтез влиял на художественное мышление и вдохновлял мастеров к новым творческим решениям.

Многие архитекторы и мастера периода XVIII века, под воздействием петровского барокко, стали создавать произведения, которые отражали не только структурную сложность, но и эмоциональную насыщенность. Здания приобретали необычные формы и декоративные элементы, вплетаясь в гармонию с окружающим пространством.

Эпоха петровского барокко оказала особое воздействие на архитектурные решения Санкт-Петербурга и его окрестностей. Здания, возведенные в этом стиле, стали неотъемлемой частью культурного наследия, сохраняя свою актуальность на протяжении веков.

Влияние петровского барокко простирается за пределы Санкт-Петербурга, охватывая другие города и регионы России. Множество зданий, возведенных в этом стиле, стали символами эпохи, представляя собой уникальные образцы русской архитектуры XVIII века.

Нельзя недооценивать влияние петровского барокко на русское искусство в целом. Стремление к выразительности, инновационные формы и богатство декора, внедренные в архитектурные и художественные традиции, оставили неизгладимый след в истории русской культуры.

Примеры зданий в стиле петровского барокко
Город Примеры зданий
Санкт-Петербург Зимний дворец, Смольный собор
Москва Барокко в Царицыно, Церковь святого Симеона Столпника

Итак, влияние петровского барокко простирается далеко за времена его расцвета, оставляя нам богатое наследие в виде уникальных архитектурных шедевров и влияя на художественные течения вплоть до наших дней.

Оценка петровского барокко в истории и теории искусства

Петровское барокко — один из самых интересных и противоречивых стилей в русской архитектуре. Оно возникло в эпоху Петра I, когда Россия стремилась к модернизации и европеизации, и отражало его личность, вкусы и амбиции. Петровское барокко было не только стилем зданий, но и символом нового времени, нового государства и нового города — Санкт-Петербурга.

Однако петровское барокко не было единым и однородным стилем. Оно сочетало в себе различные элементы, заимствованные из разных стран и эпох. Так, в петровском барокко можно найти черты ренессанса, маньеризма, классицизма, голландского барокко, французского рококо и даже русского народного искусства. Петровское барокко было экспериментальным и поисковым стилем, который не боялся новаторства и эклектики.

Петровское барокко оказало большое влияние на развитие русского искусства в XVIII веке. Оно положило начало традиции строительства каменных дворцов и храмов, которые стали символами величия и могущества России. Оно также способствовало распространению западноевропейских художественных течений и стилей, таких как рококо, классицизм и романтизм. Оно также внесло свой вклад в формирование национального стиля, который учитывал особенности русского климата, ландшафта и менталитета.

Однако петровское барокко не было безупречным и безукоризненным стилем. Оно часто подвергалось критике за свою вычурность, непропорциональность, несоответствие классическим канонам и недостаток оригинальности. Оно также сталкивалось с противодействием традиционалистов, которые считали его чужеродным и навязанным стилем, нарушающим русскую духовность и идентичность. Петровское барокко было стилем переходного и противоречивого времени, которое отражало сложность и динамику русской истории.

В истории и теории искусства петровское барокко занимает важное и достойное место. Оно является свидетельством творческого духа и воли к переменам, которые пронизывали русское общество в начале XVIII века. Оно также является примером уникального и самобытного стиля, который не поддавался жёстким классификациям и категориям, а стремился к свободе и разнообразию художественного выражения. Оно также является памятником русской культуры, который сохраняет свою ценность и привлекательность до наших дней.

Актуальность и современное значение петровского барокко

Петровское барокко — это стиль, который отражает в себе дух эпохи Петра Великого, его реформаторские идеи, стремление к модернизации и европеизации России. Это стиль, который свидетельствует о том, как Россия вступила в новую историческую фазу, открывшую ей путь к становлению великой державы. Это стиль, который показывает, как русское искусство усвоило и переработало различные западноевропейские влияния, создавая свой оригинальный и самобытный облик.

Петровское барокко не утратило своей актуальности и современного значения. Оно продолжает привлекать внимание исследователей, которые раскрывают новые аспекты и грани этого стиля, а также его связи с другими художественными явлениями. Оно продолжает вдохновлять художников, которые находят в нём источник красоты, гармонии и экспрессии. Оно продолжает радовать глаз зрителей, которые могут насладиться его образцами в музеях и на улицах Санкт-Петербурга и других городов России.

Петровское барокко — это не только исторический, но и живой стиль, который остаётся актуальным и современным в своём стремлении к синтезу, инновации и выражению национального духа.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Глобус знаний