Каковы различия между директивным и индикативным планированием

1. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? 2. Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. 3. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. Переход от директивного планирования к другим его формам предполагает прежде всего устранение противоречивости интересов между разработчиками и исполнителями планов. Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими их исполнителями. 1. Чем отличается индикативное планирование от директивного? Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.

Директивное и индикативное планирование

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов го-сударства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование Индикативное планирование является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны, с учетом конкретно складывающейся. Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде определенных индикаторов и разработка косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения. Таким образом, суть индикативного планирования заключается в том, что оно признает не только суверенитет потребителей, но и свободу производителей’ с тем чтобы цели и приоритеты планов были достигнуты.

Индикативное и директивное планированине

Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Глава 2. Различия директивного и индикативного планирования 2.1 Преимущества и недостатки директивного и индикативного планирования Рассмотрев два основных метода государственного управления экономикой, можно сделать вывод, что государство. Глава 2. Различия директивного и индикативного планирования 2.1 Преимущества и недостатки директивного и индикативного планирования Рассмотрев два основных метода государственного управления экономикой, можно сделать вывод, что государство.

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть общей системы и нацелен на достижение общих целей предприятия, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие. на уровне подразделений предприятия – цеха, участка. Наряду с технико-экономическим планированием (ТЭП), о котором до сих пор шла речь, следует учитывать и оперативно-производственное планирование (ОПП). Существуют следующие различия между ТЭП и ОПП. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Что такое планирование и какие его виды и инструменты бывают? Различия между тактическим и стратегическим планированием. Что такое планирование дня? Каковы основные принципы организации индикативного планирования в РФ? Дайте характеристику содержания индикативного плана. В чем заключается процедура разработки индикативного плана? Статья посвящена терминологической проблеме употребления понятий "директивное" и "индикативное" планирование. Автор статьи утверждает, что определения "директивное" и "индикативное" не несут какой-либо смысловой нагрузки с точки зрения права.

Различия директивного и индикативного планирования

Слайд 25 Описание слайда: Формирование индикаторов - это процесс, увязанный во временном аспекте. Формирование индикаторов - это процесс, увязанный во временном аспекте. Достичь стратегических целей социально-экономического развития возможно при условии внедрения методов и процедур управления, ориентированных на конечный результат. Технологией ресурсного финансового обеспечения системы управления по результатам является бюджетирование, ориентированное на результат БОР. Слайд 29 Описание слайда: Негативные процессы, связанных с индикативным планированием: Олигополистическая направленность. Корпорации, находясь под жестким руководством государства, используют свои тесные связи между собой для усиления процесса консолидации с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от контроля государства; Крупные неопределенности в параметрах сбалансированных региональных планов, вызванные различными экономическими кризисами и политическими конфликтами; Особенности переходного периода и переходной экономики; Трудности и риски, связанные с неопределенным поведением частного сектора. Слайд 30 Описание слайда: Регулятивное планирование похоже на индикативное планирование. Ему соответствует смешанная экономика предусматривает равнозначную долю государственной и частной собственности , основывается на активном использовании экономических методов.

Главная функция плана - координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором посредством прямых, административных и экономических методов и активное воздействие на работу частных предприятий прежде всего стимулирования их деятельности на выполнение плана с помощью экономических рычагов.

Централизованное ценообразование 18 Таким образом, можно сделать вывод, что данные методы имеют мало схожих черт. Каждый из методов может быть эффективен в определённых экономических ситуациях в стране. Рассмотрим преимущества и недостатки данных методов планирования таблица 2. Таблица 2 — Преимущества и недостатки директивного и индикативного планирования Преимущества Директивное планирование 1. Основным инструментом воздействия является принуждение к выполнению планов , и жёсткая система поощрений и наказаний за их невыполнение. Данный метод планирования эффективен в чрезвычайных ситуациях, а при долгом использовании данной концепции может сложиться такая ситуация, когда даже самые простейшие из необходимых людям благ невозможно свободно купить, так как они становятся «дефицитом».

Индикативное планирование может стать наиболее эффективным за счёт общественного обсуждения путей развития национальной экономики. Данный метод планирования даёт возможность коммерческому сектору развиваться более стремительно, как за счёт собственных средств, так и с помощью предоставлением государством определённых льгот. Индикативный план способствует свободному целеполаганию хозяйствующих субъектов и выполняет для них функцию ориентира, указывающего перспективные направления социально - экономического развития Таким образом, можно сказать, что какой — либо из данных методов планирования не может преобладать над другим. На определённом этапе становления и развития экономики директивный или индикативный метод планирования будет более эффективен. То же самое можно сказать в отношении определённых секторов экономики. Стоит отметить, что в некоторых случаях единственным возможным методом планирования становиться директивный способ — война, экологическая катастрофа, кризис. В нормальных же условиях развития экономики, эффективным может быть только метод индикативного планирования.

Страны с переходной экономикой в наибольшей степени придерживаются директивного планирования, однако для их интенсивного развития перед властями стоит задача в постепенном внедрении индикативных планов, с елью предотвращения упадка национальной экономики в дальнейшем. На сегодняшний день планирование используется во всех развитых странах при составлении социально - экономических планов. В Российской Федерации с 2014 года действует Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28. В рамках данного закона под стратегическим планированием понимается деятельность экономических субъектов в направлении по целеполаганию прогнозированию, планированию, конечной целью которых является социально — экономическое развития России. Так, под прогнозированием понимается деятельность субъектов по выявлению рисков развития национальной экономики, а также безопасности страны.

Когда прилагательное «индикативное» используется в экономике предприятия, речь, как правило, идет о рекомендательном характере, о том, на что нужно ориентироваться и к чему стремиться. Бизнес-планы и бизнес-планирование — это экономическое обоснование характера поведения нашей компании на конкурентном рынке, другими словами — наши обоснования и оправдания этого поведения с помощью цифр и расчетов. При бизнес-планировании «языком» экономических расчетов и анализа объясняем состав действий нашей компании, производим оценку перспективы и целесообразности вносимых изменений. Рабочее планирование — определяем объем производства, объем работ или услуг в разрезе временного интервала как правило он принимается равный году. Параметры годовой производственной программы лежат в основе планов работ отдельных структурных подразделений компании цехов, участков, отделов и служб. Директивное планирование — плановые задания подразделениям организации устанавливают централизовано с детализацией заданий в разрезе интервалов планируемого периода. Данный вид планирования применяется в компаниях с филиальной структурой и, тогда, до филиалов или обособленных подразделений доводятся обязательные к выполнению плановые задания от головной организации.

Materiales para el estudio de derecho administrativo economico. Madrid: Dykinson, 2001. В российских источниках пишут: "Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивное планирование присуще административно-командной системе, а индикативное планирование - рыночной экономической системе. Директивность планирования проявляется в наделении плана силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. Поэтому в переходный период становления рыночной экономики необходимо рациональное сочетание рыночных и плановых механизмов, которые должны обеспечить эффективное развитие экономики. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. Представляется, что индикативное и директивное планирование не должно ассоциироваться с каким-либо общественным строем. Госплан разрабатывал директивы в виде основных направлений экономического и социального развития для министерств, ведомств, союзных республик, а последние конкретизировали плановые задания предприятиям, организациям, так что о сквозном директивном планировании говорить не приходится. Госплан страны планировал в годовых планах примерно 10 тыс. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. С одной стороны, он представляет собой ориентирующую информацию для разработки программ или отдельных показателей. Здесь он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Таким образом, понятия "директивное" и "индикативное" планирование не связаны с обязательностью или необязательностью планов. Вопрос об обязательности и необязательности планов решается формой их юридического закрепления и прямым указанием в источнике, который содержит соответствующий план. Советская правовая наука в силу большого значения, которое придавалось планированию в СССР, искала способы выделить директиву в самостоятельный, ненормативный регулятор и наполнить понятие "директивное планирование" юридическим смыслом.

Планирование и контроллинг

Не сковывая инициативы предпринимательства, индикативные планы помогают наметить общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка. Показатели индикативного плана носят рекомендательно-ориентирующий характер. Они не являются адресными а тем более принудительными , они лишь информируют общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики в предстоящем периоде. В Украине опыт разработки индикативных планов на государственном уровне не столь велик, как в других странах с рыночной экономикой. Известно, например, что во Франции и в Японии общенациональные индикативные планы экономического развития составляются в течение всего послевоенного периода и им придается большое значение в процессе управления экономикой. Методология индикативного планирования Теоретической основой индикативного планирования выступают объективные экономические законы и закономерности развития рыночной экономики, а именно: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон пропорционального развития экономики, закон накопления и др. Методология индикативного планирования представляет собой совокупность методологических принципов правил , положенных в основу разработки индикативных планов, а также методов, используемых при этом. Это означает, что прежде чем начать планировать рассчитывать показатели на предстоящий будущий период, необходимо провести анализ достигнутых к началу планируемого периода результатов. Это означает, что из всего круга отраслей или проблем выбираются 2-3, которые задают темпы развития экономики в целом и на развитие или решение которых в первую очередь выделяются необходимые ресурсы, в том числе и финансовые, которые предусматриваются на эти цели в бюджете. В конце 90-х годов приоритетной в Украине была определена пищевая промышленность — отрасль, для развития которой в Украине имеется важный ресурс - качественное сырье, производимое отечественными сельхозпроизводителями. В результате создания государством необходимых благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в данной отрасли к началу 2000 года здесь наблюдались самые высокие темпы роста объемов производства.

На макроуровне различают следующие группы пропорций: общеэкономические народнохозяйственные — пропорция между сферой производства и сферой услуг, между производством средств производства и производством предметов потребления, др.

Индикативное планирование, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления: vна макроэкономическом уровне - в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ; vна региональном или территориальном уровне - в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов; vна мезоэкономическом уровне - в виде разрабатываемых метакорпорациями межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов; vна микроэкономическом уровне - в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц. Решениями, зависящими от государственных органов и включаемыми в индикативный план, являются следующие: планы казенных предприятий; государственные заказы, включаемые в планы предприятий, в особенности, включаемые в целевые федеральные или региональные программы; бюджетные расходы по статьям, в том числе государственные инвестиции и субвенции; инвестиции иностранные на основе заключенных с другими странами межправительственных договоров; данные планов государственных внебюджетных фондов; данные по развитию социальной сферы. Если процесс разработки плана является достаточно открытым, и те, кто участвует в этой работе, достаточно компетентны, то знание самого процесса изнутри может способствовать повышению доверия к плану. Итак, индикативное планирование - это планирование, целью которого является воздействие на социально-экономическое развитие с помощью таких средств, как: vналичие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными агентами; vобеспечение центром всех заинтересованных агентов различной информацией, включая разнообразные типы прогнозов демографический, научно-технический, природных ресурсов, экологический и т. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка. Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров. Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно.

Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представите лей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений.

В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. На саморегулирование как важнейший результат индикативного планирования обычно обращают внимание при изучении опыта Японии. Опыт Японии характеризуется тем, что планово-прогнозные расчеты основываются на исследованиях реального состояния экономики. В процессе исследований выявляется система макроэкономических и микроэкономических показателей, факторов, определяющих эффективность капитала, труда и научно-технического прогресса. В результате находят удачное сочетание этих факторов на уровне всей экономики, в каждой отрасли, а также в регионах и в системе свободного предпринимательства. Итак, по изученному материалу делаем вывод: индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо - и микроуровне. Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.

Глава 2. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Примерами могут служить "Десятилетний план удвоения национального дохода" на 1961 - 1970 гг. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде - Экономический совет, в Японии - Экономический консультативный совет. Вовлечение в систему индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов, государственных программ и иных мер в рамках структурной политики породило структурную форму индикативного планирования. Структурную форму индикативного планирования успешно использовали в Японии. На ее основе был разработан первый план комплексного территориально-отраслевого развития страны на 1960 - 1970 гг.

Эта тенденция сохранялась в последующих планах. Целенаправленные структурные изменения, включая развитие наукоемких отраслей и территориальное размещение производства, оставались главным направлением государственной экономической политики Японии четверть века. Главная цель японского планирования состоит в том, чтобы, исходя из существующих проблем страны и необходимости обеспечения ее безопасности, добиться многополярности использования ее специфических возможностей. Достижение этой цели предполагает ликвидацию чрезмерной концентрации населения, хозяйства, административных функций государства в основных районах страны, многополярность развития территории в целях углубления связей между отдельными районами, взаимодействия в международном масштабе. Эволюция к структурной форме планирования прослеживается и во Франции. С начала 70-х годов "индикативный план рассматривается как план государства, производящего общественные блага, и метод координации действий зависящих от государственной политики доходов и расходов отраслевых и региональных подсистем экономики. Другими словами, обязательные и прогнозные аспекты плана более четко разделены". Под влиянием кризиса развития 70-80-х годов, который был связан со сменой доминирующих технологических укладов и углублением постиндустриальных тенденций развития, индикативное планирование в развитых странах трансформируется в стратегическую форму, для которой характерна гибкость, необходимая при быстрых эволюционных изменениях в экономике. В стратегическом планировании по сравнению со структурным планированием значительно сократилась регламентация действий субъектов, сроков и количественных показателей планирования.

Во Франции идея стратегического планирования, суть которой - выбор главных приоритетов развития национальной экономики, впервые получила воплощение в десятом индикативном плане на 1989 - 1992 гг. В этом плане было установлено шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб. Каждое из направлений получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой финансирования. Американские власти определяют индикативное стратегическое планирование как "поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максирмального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей". В 80-90-х годах масштабы структурного индикативного планирования в развитых странах стали быстро сокращаться. Это было обусловлено недостаточной гибкостью сложившейся формы структурного планирования. Кроме того, структурное планирование в известной мере способствовало развитию лоббирования интересов старых сокращающихся отраслей и неэффективно работающих государственных предприятий. Финансовые кризисы второй половины 90-х годов показали, что усиление роли рыночных механизмов по мере интернационализации рынков увеличивает проблемы национальных кредитно-финансовых систем. В связи с этим усиливается необходимость координации действий хозяйствующих субъектов не только на национальном, но и на международном уровне.

Кроме того, обязательства государственного сектора по осуществлению запланированных государственных инвестиций и целевых показателей производства могут представлять собой элемент определенности, способствующий предполагаемому добровольному соблюдению [7]. Централизованное и децентрализованное планирование Централизованное планирование — экономическое планирование , в котором процесс принятия решения происходит централизовано, в едином месте. Децентрализованное планирование — экономическое планирование, в котором процесс принятия решений распределяется между различными экономическими агентами или локализован в производственных единицах. Децентрализация оказывается несправедливой и неэффективной, поскольку децентрализованные центры испытывают проблемы неполных рынков , а общие блага пренебрегаются [8]. Директивный план[ править ] Директивное планирование — это процесс разработки планов, имеющих силу закона и адресный характер, с установлением плановых заданий и распределением ресурсов для выполнения, обязательный для исполнителей, которые несут ответственность [9]. Критика директивного плана Директивная форма планирования критикуется за то, что она лишает производителя самостоятельности и инициативы за него уже всё порешали наверху , стимулов к развитию нет возможности выделить дополнительные ресурсы даже когда они запланированы , ибо в приоритете выполнение главного плана , приводит к различным диспропорциям без компенсирующего механизма между предприятиями, когда подводят смежники, негде и нечем перехватиться недопоставленными ресурсами , что ведет к замедлению темпов экономического роста и другим кризисным явлениям в народном хозяйстве [5]. Индикативный план[ править ] Считается, что в СССР как и во многих других странах существовало индикативное планирование. Успешное индикативного планирования в СССР часто называли директивным, но это не так. Случаи невыполнения плана не были столь редки. В Госплане использовался балансовый метод планирования, была использована целая система материальных и стоимостных балансов по примерно 235 видам промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Использовалась и модель межотраслевого баланса МОБ в качестве предпланового документа, который давал необходимые межотраслевые пропорции, а затем уточнялся по конкретным производителям, потребителям и по районам [3]. Планирование проходило в четыре этапа [3] : выявлялись потребности множества потребителей каждого продукта, убеждались в обоснованности заявленных потребностей с позиции необходимости национальной экономики; детально выявлялись возможные ресурсы и возможность производства по каждому виду продукции с помощью статинформации, нормативных расходов, технологических процессов, производственных мощностей и степени из использования и т. Показатели в принятых балансах были плановыми заданиями конкретных предприятий, которым доводились эти показатели. Они были сбалансированы с плановыми заданиями других предприятий, что прикрепляло каждого производителя к свои поставщикам и покупателям, устанавливало сроки поставок, то есть формировалась цепочка поставок [3]. Выполнение индикативных централизованных показателей государственного плана стимулировалось различными наградами: трудовой коллектив получал ордена, почётные грамоты, знамёна, премии, квартиры, а руководство — приглашения в партийные президиумы. В случае же невыполнения плана была система наказания: для руководства — вплоть до исключения из партии. Успешность того или иного плана было связано с качеством самого плана [3]. Причины невыполнения плана Ряд экономистов видят причины невыполнения государственных планов в следующем [3] : неоптимальное разграничение полномочий центральной власти и предприятий, при которой расходная часть проводилась за счет государства, а часть доходов предприятий оставалась на самих предприятиях, возникал бюджетный дефицит, и при этом предприятия допускали опережающий рост фонда заработной платы по сравнению с ростом производительности труда; в отсутствии стимулов у предприятий для выполнения Плана по НИОКР — инженеры генерировали множество рац предложений, но предприятия имели дефицит средств и ресурсов, длинную цепочку согласования для их внедрения, в приоритете было выполнение плана по объёму производства. В связи с этим страдал и сам план по объёму, который выполнялся старыми, не прогрессивными технологиями. Предположения о том, что предприятия в условиях конкуренции будут гоняться за инновациями и максимально их внедрять, также не подтвердились; Госплан вначале получал недостижимые целевые показатели от руководства страны, формировал на их основе нереальные для выполнения планы, затем каждый декабрь испытывал давление от предприятий, которые доказывали необходимость снижения плановых показателей по факту из-за не зависящие от них обстоятельств, стихийных бедствий, аварий, недопоставок поставщиков ; существовала также проблема оценки выполнения или невыполнения плана: насколько корректно оценивать по критерию сравнения с предыдущим периодом, когда имелся период роста и период замедления; насколько корректно сравнивать по степени выполнения плана, когда решались разные задачи, а точность определялась за 5 лет до наступления события; насколько корректно сравнивать по 150 только основным показателям.

Критика индикативного плана Кроме этого, сбои при балансовом методе планирования приводили к постоянному товарному дефициту , а у населения скапливались денежные средства, необеспеченные данными товарами [3]. Таким образом, отечественное производство товаров и услуг для населения недостаточно развито. Отсюда, национальный доход состоит из существенной доли тяжёлой промышленности и оборонной промышленности. Если импортозамещение на потребительском рынке не происходит, доля импорта фиксирована, то весь экономический рост происходит в секторе промышленности, который не может расти из года в год, происходит стагнация [3]. В 2012 году была разработана «Стратегия — 2020: новая модель роста — новая социальная политика», в 2014 году был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ», для статистического обоснования в 2013 году был составлен базовый «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года».

При последовательном планировании разработка планов видов деятельности осуществляется последовательно: маркетинговый план, план производства и т. При одновременном планировании параметры всех планов определяются одновременно в едином акте планирования. По особенностям постановки целей выделены четыре вида планирования: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное. Сторонники реактивного планирования устанавливают цели организации исходя из анализа данных за прошлые периоды и результатов экстраполяции их на будущее.

При этом считается, что предприятие не может влиять на состояние внешней среды. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия. Преактивное планирование предполагает установление желаемых целей без учета существующих возможностей организации. Это приводит к осуществлению непрерывных изменений в различных сферах деятельности организации, а также частому невыполнению плановых заданий. Концепция интерактивного планирования основана на предположении, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательной деятельности участников планировании. Интерактивное планирование предполагает проектирование желаемого будущего на основе анализа современного состояния, прошлых тенденций и перспектив развития внутренней и внешней среды и определение способов постепенного приближения к данному будущему. В связи с этим, фирмы должны не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям среды функционирования, но и активно влиять на эту среду, делая ее более благоприятной для своего существования. Система планирования предпринимательской Деятельности С позиций системного подхода планирование целесообразно рассматривать как систему, важнейшими характеристиками которой являются цели, структура, процессы и элементы. Система планирования предпринимательской деятельности — это упорядоченная и интегрированная совокупность плановых подсистем и элементов, в процессе взаимосвязанного функционирования которых с использованием специальных организационных форм, методов и инструментов определяются цели предпринимательской деятельности, будущие значения плановых показателей, а также оптимальные способы, ресурсы, сроки и участники действий, направленных на достижение установленных целей.

Система планирования предпринимательской деятельности является сложной, иерархической, открытой, самоорганизующейся системой. Элементами данной системы являются работники, участвующие в процессе планирования, информация и технические средства планирования. Характеристики системы планирования зависят от особенностей внешней среды, целей и видов деятельности предприятия, масштабов, формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и целого ряда других факторов.

Реферат: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом

Характеризуется способностью плановика разрабатывать и применять новые и лучшие по сравнению с предыдущими плановыми решениями, при этом выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы. В связи с тем, что большое число решений повторяется в работе то прошлые плановые решения становятся шаблоном при решении текущих задач. Система бухгалтерского учета. Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности фирмы и полученные из данных бухгалтерского учета можно свести в следующие группы: — показатели, характеризующие платежеспособность; — использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности; — рентабельность. Предельный анализ.

Система планов организации, в основе которой лежит долгосрочный план, как правило, дополняется среднесрочными чаще всего — от 2 до 5 лет и краткосрочными до одного года планами. Таким образом, подход к классификации планирования по периодам времени горизонту планирования позволяет выделять: долгосрочное планирование пять и более лет ; среднесрочное планирование от двух до пяти лет ; краткосрочное планирование до одного года. Надежность такой системы планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры, и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. Возрастание конкуренции и рост кризисных явлений привели к тому, что прогнозы, построенные на основе экстраполяции, перестали быть точными. В эти годы начинают формироваться принципы стратегического планирования. В основе стратегического планирования лежит анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей. Главная задача стратегического планирования — обеспечение гибкости и нововведений в деятельность организации, необходимых для эффективного достижения ее основных целей в изменяющейся внешней среде. Поэтому отличительной особенностью всей системы планирования стало стремление к улучшению реакции компании на динамику рынка. Стратегическое планирование — процесс разработки стратегического плана, основанного на анализе внутренней и внешней среды организации и обеспечивающего эффективное достижение целей в условиях меняющейся внешней среды. Как правило, стратегические планы затрагивают работу всей организации в целом и чаще всего рассчитаны на воплощение в долгосрочной перспективе — пять или более лет. Задачей стратегического планирования является обеспечение изменений внутри организации для ее адекватной реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Однако в неблагоприятных экономических условиях период стратегического планирования может уменьшаться до одного-двух лет. В 1990-х гг. Стратегический менеджмент — комплекс мероприятий, определяющих долговременное развитие организации в результате конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменения внешней среды, пересмотр и корректировку общего направления развития.

Задачей стратегического планирования является обеспечение изменений внутри организации для ее адекватной реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Однако в неблагоприятных экономических условиях период стратегического планирования может уменьшаться до одного-двух лет. В 1990-х гг. Стратегический менеджмент — комплекс мероприятий, определяющих долговременное развитие организации в результате конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменения внешней среды, пересмотр и корректировку общего направления развития. Мнение о том, что стратегическое или долгосрочное планирование непременно является признаком стратегического менеджмента, является ошибочным. Главной задачей стратегического менеджмента является разработка стратегии организации — определение направления движения организации в желаемое состояние, оставляющее свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. Стратегия — это способ управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, большее удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Причем реализация стратегии может обеспечиваться формированием как стратегических, так и тактических планов, рассчитанных на период времени более короткий, чем горизонт самой стратегии. В тактических планах указываются действия конкретных подразделений как правило — крупных департаментов организации. Успешное исполнение тактических планов обеспечивает претворение в жизнь стратегического плана компании. В оперативных текущих планах определяются цели конкретных отделов и даже задачи отдельных сотрудников организации. Основными задачами оперативного планирования являются: детализация и распределение рабочих заданий по кварталам, месяцам, неделям, дням для обеспечения полной загрузки всех подразделений; разработка календарно-плановых нормативов работы подразделений и сотрудников; конкретизация и доведение до подразделений и исполнителей заданий с указанием сроков их выполнения; планирование материальной технической обеспеченности выполнения заданий; обеспечение взаимосвязи коммуникаций всех подразделений и исполнителей; оперативное регулирование координация для предотвращения или быстрого устранения перебоев и отклонений от норм. Таким образом, по степени детализации часто выделяют: стратегическое планирование; оперативное планирование. Прямое сопоставление этих видов планирования с классификацией по периодам времени не всегда оказывается верным. Тем не менее в зависимости от специфики организации и условий ее работы тактические планы могут формироваться на период до одного года, тогда как оперативные могут составляться на ближайшее полугодие или квартал три месяца с детализацией по месяцам, неделям и дням.

Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представителей различных групп — госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов — носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. Индикативное планирование в такой форме выступает одновременно и институтом государственного регулирования экономики, и институтом саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в экономику. В экономической литературе, посвященной данной проблематике работы С. Глазьева, Е. Балацкого, В. Шумейко, В. Дудкина, Е.

Директивное планирование достоинства и недостатки. Директивное и индикативное планирование

Организационный подход В рамках организационного подхода система индикативного планирования включает в себя две подсистемы: 1) подсистему планирования – форми-рование сбалансированного плана разви-тия народного хозяйства. Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде определенных индикаторов и разработка косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения. Пользователь Olyachick задал вопрос в категории Прочие социальные темы и получил на него 1 ответ. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование Индикативное планирование является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны, с учетом конкретно складывающейся. это метод социально-экономического планирования, состоящий из комплекса составляющих и направленный на развитие экономики. Основой данного вида планирования ожидаемо является индикатор. Директивное планирование — представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а.

Производственное планирование: виды, методы, этапы

Директивное планирование — представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а. Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. Каковы различия между директивным и индикативным планированием?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий